Яндекс Директ

Главная
"Хобби - свобода"ЗахаровИнтервьюИсторияЧурикова
Новгородский театр на Международном театральном фестивале в Бергене (Норвегия)
В норвежском городе Берген был проведен очередной Международный театральный фестиваль. Присутствовали на этом мероприятии и представители российского театра. Так, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» с 31 октября по 4 ноября презентовал публике свой спектакль «Принц и дочь великана».

Гастроли Украинского театра в Москве
Недавно в столице закончились гастроли Закарпатского государственного русского драматического театра (Украина, г. Мукачево). Прежде чем приехать в Москву, театр показал свои работы во Владимире и Костроме. Такие спектакли, как: драма А. Дударева «Рядовые», трагикомедия А. Галина «Конкурс», мистическая комедия И. Фридберг «Дура, это любовь» и сказка для детей Е. Тыщука «Принцесса без горошины», пользовались успехом у российских зрителей.









Термостудио: комбинированный бойлер

Ленком История
ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Малая Дмитровка, дом 6. Сегодня это место знают все - и москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли от силы раз или два в год. Здесь помещается "Ленком" (это обиходное сокращение бытовало и тогда когда он официально именовался Московским театром имени Ленинского комсомола, а с десяток лет назад обрело права полноправного гражданства), театр, который нельзя обойти стороной, театр актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и постоянства своего зрительского успеха.

До революции в этом здании, построенном в 1907 году архитектором Ивановым-Шицем в новомодном стиле «модерн», помещался Купеческий клуб. Здесь игрались музыкальные и драматические спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты, здесь бывали прославленные деятели культуры, представители аристократических фамилий, известнейшие промышленники, меценаты. После революции здание экспроприировали под "дом анархии", годом позже, в 1918-м, анархистов не без боя выгнали, а в стенах дома обосновался коммунистический университет имени Я.М.Свердлова, где в 1920-м проходил III съезд Российского коммунистического союза молодежи, на котором выступал В.И. Ленин. Так что еще до своего рождения будущий театр имени Ленинского комсомола, ныне "Ленком", уже в самих своих подмостках и стенах нес память о молодом энтузиазме строителей нового общества. Но в тех же подмостках и стенах жила память о высокой традиции русского искусства.

"Этот дом - часть моей жизни, и этот модерн начала века, считавшийся когда-то купеческим моветоном, вот уже много лет воздействует на меня завораживающе" (М.А. Захаров).

Ни от одного из своих генетических корней театр ни в какие годы не отказывался, даже в те, когда и комсомол, и Ленин категорически вышли из моды.

"Ленком", отметивший в 2002 году 75-летие, ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

В постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года).

Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым.

По словам Марка Анатольевича Захарова, было бы преувеличением считать, что спектакль "Тиль" в 1974 году был чем-то из ряда вон выходящим, вехой в мировой истории. Но получилось долгожданное, красочное и весьма заразительное зрелище. Комедийное представление с элементами подлинной драмы и подлинной сатиры.

Главную женскую роль - "Неле и всех женщин Тиля" - сыграла Инна Чурикова, в ту пору более всего известная двумя блистательными киноролями в фильмах Глеба Панфилова. Участие в ленкомовских спектаклях позволило ей расширить палитру своего дарования, найти себя во многих неожиданных, острых и глубоких ролях; театру же оно подарило самую яркую его звезду.

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский).

Впрочем, музыкальные спектакли - лишь одно из направлений поиска Марка Захарова. Ни одна из его постановок не повторяет прежнюю, всегда поражает новизной, свежестью, дарит чувство открытия. На сцене "Ленкома" нашлось место и русской классике ("Иванов" и "Чайка" А.П.Чехова), и классике зарубежной ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше), и классике советской ("Оптимистическая трагедия" В.Вишневского), и героико-патриотической теме ("В списках не значился" по Б.Васильеву), и современной драматургии ("Жестокие игры" А.Арбузова, "Три девушки в голубом" Л.Петрушевской, "Школа для эмигрантов" Д.Липскерова), и драматургии публицистическо-политической ("Диктатура совести" М.Шатрова). Любую из этих и иных постановок, к каким бы временам ни обращался театр, каких бы авторов ни ставил, пронизывает живой нерв современности. Все они о том, что волнует нас сегодня, сейчас.

На ленкомовской сцене Захаров собрал поразительное созвездие актеров, каждый из которых - явление, каждый достоин отдельного рассказа. Это гениальный и, увы, безвременно ушедший Евгений Леонов, бесконечно органичный и в роли русского интеллигента Иванова, и в роли битого жизнью, но никогда не терявшего веры в нее еврея Тевье; и Татьяна Пельтцер, также, увы, ушедшая, но до последнего дня своей замечательно долгой жизни сохранявшая юмор и молодой задор; и Леонид Броневой, и Армен Джигарханян, и Олег Янковский, и Александр Абдулов, и Елена Шанина, и Дмитрий Певцов, и Андрей Соколов. Труппа постоянно обновляется; рядом с заслуженными мастерами Владимиром Корецким, Любовью Матюшиной, Борисом Беккером, Татьяной Кравченко, Виктором Раковым, Александром Сириным и другими (всех не перечесть) в ней занимают достойное место и молодые, в том числе и носящие знакомые фамилии своих прославленных отцов, - Андрей Леонов, Александра Захарова, Мария Миронова, Александр Лазарев.

Горина и Захарова, чье сотрудничество началось еще в 1968-м с комедии "Банкет" в Театре сатиры и продолжалось до смерти драматурга в 2000-м, более всего роднит общее понимание современности театра. Пусть речь идет об обитателях бедного еврейского местечка в какие-то давние-давние, царские еще времена.

Трудно было представить, что после смерти Леонова кто-то возьмется за эту сложнейшую и философски, и профессионально-актерски работу - Владимир Стеклов решился. Он никак не копировал Леонова, у него был свой Тевье, но тот же в главном своем итоге, говорящем очень простые вещи: добро сильнее зла, любовь - ненависти. Оказывается, эти простые истины, на каком бы языке они ни произносились, очень современны, очень нужны сегодня зрителям, обществу.

Современна ли история Анны Болейн, несчастной (или счастливой?) второй жены короля Генриха VIII, и самого Генриха, "синей бороды", деспота, сластолюбца, дальновидного политика, одновременно и философа и дикаря на троне? На роль Анны Болейн Захаров пригласил молодую дебютантку, в ту пору всего лишь третьекурсницу Щукинского училища, а ныне звезду театра, кино, телевидения Амалию Мордвинову. Выбор оказался на редкость точен. Молодая актриса очень отлично почувствовала и нерв этой роли, и ее почти балетную пластику, и оперно-драматический строй всего спектакля, заданный прекрасной музыкой Шандора Каллоша.

Верным своему кредо ошеломлять зрителя Захаров остается и в "Мистификации" по пьесе Нины Садур "Брат Чичиков", написанной специально для "Ленкома".

Пушкинский Моцарт советовал Сальери: "Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку или перечти "Женитьбу Фигаро". Этой пьянящей искрящейся легкости и полна ленкомовская версия пьесы...

Как и в любом театре, погоду во многих вопросах жизни "Ленкома" делает его директор. Нынешний, Марк Варшавер (к Захарову пришел в 1979 году как главный администратор), навряд ли живет спокойно. Огромный коллектив, производственная махина вспомогательных цехов, сам характер спектаклей театра, требующий филигранной точности и слаженности всех звеньев, да еще и деликатная тонкость отношений со спонсорами и меценатами, паблик релейшн и всякие хитрости и тонкости, без которых не выжить театру в нынешние нелегкие времена - в общем, скучать не приходится.

Новые веяния в организации театрального дела не обошли стороной и "Ленком". Вновь возродилась забытая с дореволюционных времен антреприза, и одним из первых ее событий стал "...Sоrrу" ("Ленком" совместно с Российским театральным агентством Давида Смелянского). Обаяние пьесы Александра Галина, ее живая современность, блистательный дуэт Чуриковой и Караченцова, мастерство режиссуры Глеба Панфилова - все это определило и успех спектакля во всех аудиториях, и его замечательно долгожительство. Он уже выдержал 400 представлений... "Чешское фото" - другой антрепризный спектакль Ленкома совместно с тем же Давидом Смелянским по тому же Галину и еще в его же постановке и в сценографии Давида Боровского с Александром Калягиным и Николаем Караченцовым в главных ролях. Впрочем, тут, кажется, звездный список не обеспечил столь же звездного успеха (ныне спектакль снят с репертуара театра)...

Актеры: Марк Захаров, Роман Самгин, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Олег Янковский, Александра Захарова, Александр Збруев, Николай Караченцов, Александр Лазарев, Дмитрий Певцов, Татьяна Кравченко, Маргарита Струнова, Елена Шанина, Александр Абдулов, Юрий Колычев, Виктор Раков, Андрей Соколов, Сергей Степанченко, Андрей Леонов, Сергей Чонишвили, Анна Большова, Олеся Железняк, Инна Пиварс и др.



Подписка на новости

RSS поток всех статей с нашего сайта

Объявления
Реклама на сайте:

Войти на сайт

Логин:

 

Пароль:

Зарегистрироваться

Напомнить пароль





Copyright 2010 lenkom.theatreplanet.ru Все права защищены.
Все права на материалы, находящиеся на сайте lenkom.theatreplanet.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Статьи